Статьи

 

 

Для чего нужно сервисное обслуживание?

 

Бытовые котлы зарубежного производства довольно широко представленные на отечественном рынке; в основному это продукция известных фирм, которые хорошо зарекомендовали себя. Центры по их обслуживанию создаются преимущественно в структурах официальных дистрибьюторов компаний- производителей или на базе строительно-монтажных организаций и дилеров. Во втором случае за специальным договором с производителем или его генеральным дистрибьютором.

Каждый работник сервисного центра обязан пройти специальную подготовку и получить свидетельство или лицензию на право проводить ремонт и техническое обслуживание соответствующего оборудования.

Чтобы в полной мере отвечать своему названию, сервисный центр должен владеть пакетом документов, подтверждающих его право осуществлять проектно-монтажные, пусконаладочные работы, а также дальнейшее эксплуатационное и гарантийное сопровождение (проведение ремонтно-профилактических работ) котлов.

 

Пакет включает:

 

- копия лицензии на монтажные и пусконаладочные работы на объектах газового хозяйства;

 

- сертификат от производителя с разрешением проводить монтажные, пусконаладочные и сервисные работы;

 

- протокол аттестации сотрудников на знание правил техники безопасности.

 

 

 

С одной стороны, сервисный центр осуществляет свою деятельность, придерживаясь требований производителей, изложенных в руководстве по эксплуатации, паспортов и другой технической документации, а из другой - требований СНиПов и ДСТУ.

Поскольку местные газовые хозяйства, как правило, отказываются принимать на себя ответственность за функционирование импортной отопительной техники, существует практика подписания трехстороннего акта о размежевании.

Согласно нему газоснабжающая организация обслуживает газовые счетчики, отечественное газовое оборудование и внутридомовые газоходы, за исключением газопровода от крана на подключении импортного котла (водонагревателя), - за этот участок отвечает предприятие, которое осуществляет его техническое обслуживание. Дымовые трубы от газовых приборов, вентиляционные каналы и защитное заземление владелец должен обслуживать с помощью специализированных организаций, которые имеют лицензии на данный вид деятельности. В целом сервисные службы более охотно берутся за обслуживание того оборудования, которое было приобретено у них, особенно, если они принимали участие в проектировании или монтаже отопительной системы.

Хотя в данное время наметилась и другая тенденция: много сервисных центров, даже, если они организованы в структурах генеральных дистрибьюторов производителей, берутся обслуживать оборудование других компаний. Для владельца отопительной техники вопрос сотрудничества с сервисной фирмой - это еще и вопрос гарантии: с ним укладывается соглашение, согласно которому все работы по замене и ремонту оборудования, связанные с заводским недостатком, сервисная служба берется выполнять бесплатно.

Преимущественно гарантийный срок начинается с момента проведение пусконаладочных работ, осуществляемых по договору, где указываются как общие требования, так и перечень работ. По обыкновению он включает обзор помещения на предмет соответствия требованиям СНиП и ДСТУ, правил безопасности; контроль сборника котла согласно схемам (гидравлической, электрической, дымоотвода); проверку функционирования внешней обвязки котла (циркуляционных насосов, смесителей, расширяющих баков, группы безопасности и другое), заземление котла; измерение напряжения в сети, давление газа в газопроводе, тяга в дымовой трубе; запуск котла, наладку работы горелки и автоматики; инструктаж пользователя.

В договоре на сервисное обслуживание указывается стоимость, периодичность, состав и сроки выполнения регламентных работ, а также права и обязанности сторон. Единой формы данного документа нет; у каждой сервисной службы свои нюансы. Например, некоторые фирмы берутся обслуживать только котлы и горелки, а не отопительную систему в целом. В другом случае, если на техническое обслуживание взято оборудование производителей, от которых у сервисной организации нет лицензии, приобретение запчастей приходится оплачивать владельцу оборудования. Принимая на техническое обслуживание уже функционирующую систему, сервисная служба, которая не принимала участие в ее монтировании, проводит оценку состояния оборудования, правильности его монтажа. По результатам составляется "Акт приемки на техническое обслуживание" (эта услуга - платная). Договор на сервисное обслуживание укладывается только после устранения выявленных недостатков.

 

Какие услуги должны предоставляться по договору на сервисное обслуживание?

Во-первых, исполнитель обязуется ежегодно проводить профилактические обзоры, перед началом и окончанием отопительного сезона. Их регламент может включать: контроль технического состояния системы; измерение напряжения электропитания и проверку электрозащиты; обзор и чистка топки котла и горизонтальной части дымовой трубы, которая поставляется вместе с котлом; контроль состояния форсунки, ее очищение, при необходимости - замену; наладку работы горелки, обзор и устранения подтеканий; контроль электродов розжига; измерение давления газа в магистрали; регулирование давления в расширяющем баке, проверку работы циркуляционного насоса и контроль исправности предохранительного клапана; измерение и регулирование параметров работы котла (давление газа на входе в горелку, содержимое СО, СО2 и сажи в дымовых газах, фактические затраты топлива и КПД котла); проверку и регулирование систем безопасности котла. Во-вторых, в случае неудовлетворительного функционирования оборудования или его выхода из строя сервисная фирма проводит ремонтные работы. В соглашении указывается срок, когда должны прибыть специалисты или будет устранена неисправность. Если вызов необоснованный, его оплачивает заказчик. В-третьих, клиент получает консультации по правильной эксплуатации оборудования. Со временем появляются и другие особенности. Например, когда срок эксплуатации котла достигает 5 лет, возникает необходимость промывки его теплообменников. Такая услуга по силам крупным сервисным центрам, поскольку требует специального оборудования и моющих средств для кислотной (или щелочной) промывки и дальнейшей нейтрализации. Если заказчик связан с исполнителем гарантийными обязательствами, то в период гарантийного срока снабжение узлов, которые вышли из строя, и деталей осуществляется бесплатно, за исключением случаев их механического повреждения по вине клиента или грубых нарушений правил эксплуатации. Практика показывает, что самыми элементами бытовых котлов являются автоматика и регулирующая арматура, реле управления и двигатели вентиляторов (проблемы с электроснабжением); периодической замены требуют электроды и форсунки (их относят к категории затратных материалов). С ростом компетентности украинских специалистов в вопросах конструкции импортного котельного оборудования отдельные узлы и детали для ремонта котлов и горелок все чаще получаются у их непосредственных производителей. Почти все сервисные центры выполняют и разовые заявки на проведение регламентных и ремонтных работ, но в длинные сроки и по высшей цене, чем для тех владельцев отопительной техники, с которыми заключены договоры на техническое обслуживание. Тем не менее, есть все основания для благоприятных прогнозов развития этого направления: рынок систем автономного отопления в Украине пережил стадию становления; постоянно растет часть котлов, которые эксплуатируются пять и больше лет, которые оказывает содействие повышению спроса на сервисное обслуживание.

 

Цвык А. Л., директор "Сервис-Укринтерм"