Статьи

О вопросах развития системы теплоснабжения в южном регионе

 

Директор южного филиала Проектного и научно-исследовательского института по газоснабжению, теплоснабжению и комплексному благоустройству городов и сел Украины "УкрНИИинжпроект" (г. Херсон)  Владимир Васильевич Скороход поделился с читателями своим мнением по некоторым принципиальным вопросам в сфере развития теплоэнергетики в регионе.

Институт во все времена определяет техническую политику государства в вопросах теплогазоснабжения. Какова сегодня роль и миссия института?

— Институт и сегодня определяет техническую политику государства в вопросах газоснабжения и теплоснабжения. Он  является разработчиком нормативных документов по этим направлениям. Это и ДБН «Газоснабжение», и ДБН «Котельные установки», и «Правила безопасности систем газоснабжения Украины», и много других нормативных документов. Самые сложные проекты систем газоснабжения, схемы газоснабжения и теплоснабжения населенных пунктов выполняются специалистами института. В 2006 году создан южный филиал в г. Херсоне, который выполняет те же функции, что и головное предприятие, но с большим уклоном на системы теплоснабжения.

Можно подробнее о схемах теплоснабжения?

— В соответствии с законом Украины «О теплоснабжении» разработка схем обязательна для населенных пунктов с численностью свыше 20 тыс. человек. Схемы теплоснабжения являются очень важным документом городского энергетического планирования. Во-первых, это полный и объективный анализ существующего положения дел в тепловом хозяйстве города, во-вторых, это определение направления развития коммунальной теплоэнергетики на какой-то период (как правило, в соответствии с действующими нормами, это конкретно на первые 5 лет и описательно на следующие 5, т. е. всего на 10 лет).  В-третьих, - инвестиционная программа реализации мероприятий, работ по совершенствованию системы. Проблема при разработке схем теплоснабжения заключается в сложности определения направления развития и шагов по их реализации. Организационные мероприятия и технические решения принятые схемой призваны остановить негативные тенденции в коммунальной теплоэнергетики и должны основываться на мировых достижениях, достоверных прогнозах и с учетом Национальной стратегии теплоснабжения, разработка которой подходит к завершению.

Как можно охарактеризовать нынешнее состояние коммунальной теплоэнергетики?

— Сказать, что плачевное, значит, ничего не сказать. На фоне общей разрухи и вседозволенности в конце 80-х начале 90-х годов у систем централизованного теплоснабжения характерных в то время для республик Советского Союза появился мощный конкурент в виде источников индивидуального теплоснабжения, который и определил вот это положение, в котором оказалась коммунальная теплоэнергетика. Т.е. пошел хаотичный отказ от централизованных систем теплоснабжения (рис.1) и замещение мощностей автономными, индивидуальными системами теплоснабжения, что в свою очередь увеличило стоимость тепловой энергии за счет уменьшения сбыта,  несправедливых тарифов по энергоносителям, многолетнее отсутствие средств на капитальный ремонт и реконструкцию источников и тепловых сетей.

Изменилась также структура потребителей (рис.2), т.е. если ранее хозрасчетные предприятия, как правило, занимали в структуре потребления более 50 % тепловой энергии, то сегодня это показатель близок к 5 %.

Основным потребителем стало население (до 80 %), которое по причине высокой стоимости услуг и неготовности зданий цивилизованно использовать тепло не рассчитывается за теплоэнергию. Бюджетные организации, стремясь перейти на автономные системы теплоснабжения еще более ухудшают экономику коммунальной энергетики. Таким образом сегодня во многих городах, как правило, до 100 тысяч населения, предприятия коммунальной теплоэнергетики уничтожены совсем. К примеру, по Херсонской области из когда-то 14 предприятий осталось «живых» 6. Огромную роль в существующем положении сыграла наша неготовность к резкому подорожанию природного газа (рис.3).

 

Темпы роста расходов на оплату энергоносителей бюджетных организаций значительно превышают темпы роста доходов (рис.4, 5). Уже сегодня не единичный случай, когда защищенные статьи бюджета населенных пунктов занимают более 90 % в структуре расходной части  бюджета, и если не   принять радикальных мер по снижению потребления энергии нам вскоре не будет хватать средств не только на оплату энергетических носителей, но и просто на существование. Единственный путь – адекватное росту стоимости газа снижение потребления энергоресурсов.

Принятая в конце прошлого года директива EPBD 2010 Европейского союза как раз и предусматривает значительное снижение потребления энергии жилыми и общественными зданиями, т. е. при уровне потребления тепловой энергии в Украине порядка 300 кВт час/м2 площади в год директива предусматривает к 2020 году всего лишь до 15 кВт час/м2 в год. По сути сегодня общество не готово реализовать такие мощные проекты, но эта цифра 15 кВт час/м2 в год получена расчетным путем и предусматривает сохранение той пропорции, которая сегодня сложилась в структуре расходной части бюджета. Соответственно при таких уровнях потребления тепловой энергии существующие системы теплоснабжения никому не нужны.

Какой Вы видите коммунальную теплоэнергетику в будущем?

— Для понимания возможных сценариев и долгосрочного прогнозирования варианта развития нужно вспомнить преимущества и недостатки централизованной и децентрализованной систем теплоснабжения. Преимущества централизованного теплоснабжения это:  во-первых,  повышение энергетической эффективности использования топлива за счет возможности совместного производства электрической тепловой энергии, имеется в виду (ТЭЦ, когенерация на предприятиях, использование синтетического газа и биогаза), во-вторых, система может быть мультитопливной (рис.6), т.е. имея централизованную сеть теплоснабжения можно подключать в них возобновляемые, альтернативные источники, можно утилизировать туда излишнее тепло промышленных предприятий, при этом получается достаточно высокая устойчивость и гибкость системы теплоснабжения, появляется конкурентная среда; в-третьих, улучшены по сравнению с децентрализованной, экологические показатели, так как на крупных предприятиях теплоэнергетики проще создать устройства для очистки дымовых газов, чем на многочисленных маленьких котельных или котлов, и в-четвертых, низкая себестоимость тепловой энергии при справедливых тарифах на энергоносители.

 

К недостаткам централизованных тепловых сетей можно отнести повышенные по сравнению с индивидуальным отоплением потери тепловой энергии в тепловых сетях. В то же время индивидуальные источники теплоснабжения имеют такие недостатки как: зависимость от одного вида топлива, электроэнергии по III категории надежности (имеется в виду жилые дома и большинство объектов бюджетной сферы, которые имеют III категорию надежности); это дополнительная повышенная опасность, так как мы имеем дополнительный источник, который при неправильной эксплуатации может привести к беде; отсутствие как таковой системы технического обслуживания индивидуальных систем отопления, т.е. очень большая номенклатура газовых котлов, за частую отсутствуют предприятия способные выполнять качественно техническое обслуживание этого оборудования, безусловно, плохие экологические показатели по сравнению с централизованным источником. После анализа состояния коммунальной теплоэнергетики в Украине, изучив опыт ведущих стран Европы институтом предполагается следующая схема теплоснабжения населенных пунктов с 2025 года:

1. Низкотемпературные (60 /35°С), «закольцованные» системы теплоснабжения.

2. Диверсифицированная мультитопливная система.

3. Единое коммунальное предприятие по эксплуатации тепловых сетей.

4. Доступность подключения к тепловым сетям и генерирования тепловой энергии.

5. Круглогодичное потребление горячей воды бюджетом и населением.

6. Реконструированные до европейских норм здания жилых и бюджетных организаций (термомодернизация, рекуперация воздуха, поквартирный учет тепловой энергии, низкотемпературная система отопления зданий).